Как Прозорро борется с нечестными тендерами в госзакупках?

         Авторизованная площадка электронной системы госзакупок Прозорро tender.uub.com.ua прилагает максимум усилий для того, чтобы сократить численность неправомерных действий со стороны заказчиков. К примеру, с 1 апреля 2020 года система предлагает новую функцию. Начиная с указанной даты, клиенты могут обжаловать результаты тендера онлайн. Чтобы сделать это — достаточно нажать соответствующую кнопку. Поступающие жалобы рассматриваются в срок до 10 дней.

Инструменты Прозорро для борьбы с нарушителями в сфере государственных закупок

Официальная статистика говорит о том, что за весь период своей работы система Прозорро рассмотрела больше 700 жалоб и обращений от клиентов. Лишь 4% из них были успешно решены до рассмотрения. В 7% из всех жалоб были обнаружены слишком короткие сроки, размытые или чересчур высокие требования. Было прекращено рассмотрение 41% всех поступивших жалоб, а в 23% случаев специалисты комиссии рекомендовали пересмотреть заказчику решение по тендеру. В 25% обращений обнаружить какие-либо нарушения не удалось.

Комиссии, которые занимаются обжалованием тендерных решений по закупкам Прозорро, существуют не только на авторизованной площадке данной системы, но и в ряде государственных компаний, выполняющих через неё закупки услуг и товаров. Внутри площадки есть и собственные индикаторы риска, срабатывающие автоматически. Если в рамках проведения того или иного тендера обнаружены определённые нарушения, индикатор сигнализирует об этом. Система также позволяет увидеть лидеров тендера по закупке и выполнить анализ их активности.

Ещё один инструмент, который предотвращает различные манипуляции со стороны поставщиков услуг и продукции, базируется на законопроекте, предусматривающем внедрение системы штрафов. В качестве санкций используется дисквалификация участника с торгов (при условии обнаружения комплекса нарушений, среди которых — отказ от подписания договора, игнорирование процедуры переговоров).

Какие мошеннические схемы используют заказчики?

Заказчики процедуры тендерных закупок могут использовать в рамках проведения тендерных торгов несколько противозаконных схем:

  1. формирование условий, выгодных только одному поставщику;
  2. установка границ конкуренции;
  3. необоснованная дисквалификация поставщика без аргументированных объяснений;
  4. отмена торгов без обоснований такого решения.

На сегодняшний день можно выделить несколько недобросовестных практик, применяемых заказчиками по отношению к участникам торгов:

  • требование к наличию опыта работы с заказчиком или на рынке продукции/услуг в течение нескольких лет;
  • закупка услуг/продукции по территориальному признаку (заказчик отдаёт предпочтение тем поставщикам, которые ведут свою хозяйственную деятельность в том же регионе, где работает и он сам);
  • требование быть не только поставщиком, но и производителем продукции;
  • требование к конкретным параметрам продукции (к примеру, расфасовка в мешки по 5 или 10 кг, фасовка молочной продукции в пакеты по 800 мл).

Поставщик услуг/продукции может обжаловать все вышеописанные требования.